Главная arrow Новости arrow 15 мая – Международный день семьи
Задайте свой вопрос здесь
Что Вы знаете о вакцинации?
Поликлиника
Наши телефоны

Регистратура:
(8 0225) 72-11-88

для справок:
(8 0225) 72-12-75
(8 0225) 72-12-77
(8 0225) 72-12-80

УЗ "Бобруйская центральная больница"

Телефон горячей линии

(8 0225) 72-70-00

режим работы:  в рабочие дни с 8.00 до 17.00,
обед - 13.00-14.00

Подробнее »

15 мая – Международный день семьи

Печать

07-05-2024

В рамках Международного дня семьи Бобруйской городской поликлиникой №2 будет организована работа ´горячей´ телефонной линии

по вопросам семейно - брачных отношений.

На интересующие Вас вопросы 15 мая с 9.00 до 12.00

ответит психолог Гончарова Елена Владимировна

по номеру +375 25 900 43 80

Если в семье есть ребенок-инвалид...

Семья, в которой живет ребенок с особенностями развития, становится особой группой, которой соответствует присущая только ей атмосфера межличностных отношений. Эти отношения по-разному проявляются и в различной степени влияют на развитие ребенка, протекание его заболевания, а также общее психоэмоциональное состояние самих родителей.

В повседневной жизни родители детей-инвалидов сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны, они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, а с другой - глубокие, внутренние психологические проблемы, обусловленные рождением в семье особенного ребенка и необходимостью во многом перестраивать уклад жизни семьи, подчиняя его проблеме ухода за ребенком. Именно это усложняет для родителей способность оптимально организовать межличностные отношения внутри семьи (как между членами семьи, так и отдельно между супругами), а также отношения с окружающими.

Адаптация семей к ограниченным возможностям детей часто происходит за счет обращения родителей к традиционному распределению семейных ролей, когда на отца возлагаются обязанности по материальному обеспечению семьи, а матери исполняют роль ´домохозяек´, занимаясь воспитанием и обслуживанием детей, ведением домашнего хозяйства. При такой расстановке сил ответственность за ребенка-инвалида практически полностью возлагается на мать.

Занятая воспитанием ребенка, она часто становится формальным лидером. В то же время сам ребенок-инвалид обладает значительно меньшей свободой выбора и социальной значимостью, чем обычные дети. Все решения за него принимает мать. Она и остальные члены семьи диктуют ему его поведение. Такой низкий внутрисемейный статус ребенка иллюстрируется тем, что члены семьи, в частности мать, часто говорят о нем от его имени в его присутствии, лишая его возможности выразить собственное мнение.

Данный семейный стереотип в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья приводит к возникновению ряда особенностей формирования его личности:

• высокой степени зависимости от семьи;

• отсутствия или слабости навыков внешних социальных взаимодействий;

• элементов аутичного поведения в семье;

• стремления к самоутверждению в подростковом возрасте через неадекватные реакции - немотивированные отказы, негативизм, истерические эмоциональные реакции, преувеличение своих недостатков, уход в сверхценные увлечения (рисование, музыкальные записи, компьютерные игры и т. д.);

• формирования невротических черт в виде страхов, боязни активных действий.

В процессе взросления эти особенности могут привести к таким личностным отклонениям, которые по своим последствиям значительнее, чем основное заболевание, ибо формируется личность дефицитарная, недостаточная в социальном аспекте. Чтобы этого не допустить, психологи рекомендуют.

В трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть три варианта:

оставить все как есть, или что-то изменить;

изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить обстоятельства, в которых возникла проблема;

если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к обстоятельствам, то есть принять их:

как необходимую данность;

как урок, который необходимо пройти;

как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей;

как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.

Рекомендации родителям, имеющим детей

с ограниченными возможностями здоровья

Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя ´жертвой´, отказываясь от своей личной жизни.

Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.

Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

Не изводите себя упрёками. В том, что у вас особенный ребёнок, вы не виноваты!

Помните о том, что Ваш ребёнок станет взрослым и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья будут обязательно вознаграждены!

Гончарова Е. В., психолог УЗ ´БГП №2´